Куда исчезла интеллектуальная элита из высших учебных заведений России?
Если вспомнить «старые добрые советские времена», то без преувеличения можно сказать, что преподаватели высшей школы были интеллектуальной элитой страны. Кстати, и получали они за свой труд вполне приличные по тем временам деньги.
Например, только что защитивший кандидатскую диссертацию молодой преподаватель получал вместо 120 рублей аж 250! Доцент с десятилетним стажем получал уже около 380 руб., а профессор, доктор наук — 500. Для справки: средняя зарплата по стране была 145 руб. Заработки преподавателей выглядели весьма солидно. И было это не при царе Горохе, а в начале 80-х годов прошлого века.
С той поры прошло не так уж много времени. Но с очередной сменой государственного строя и с проведением бесконечных реформ в сознании нового поколения поменялись приоритеты и обесценилось то, что долгое время было разумным, добрым и вечным. Сейчас мы являемся свидетелями того, как из сознания людей выколачиваются вечные человеческие ценности, среди которых стремление к знаниям и к духовному совершенствованию. Реформа высшей школы — очередная профанация?
После реформы российской науки министр образования решил опять взяться за реформу российского образования. Он заявил, что в ближайшие пять лет высшую школу ждут серьезные потрясения и не все вузы их выдержат. Невольно возникает вопрос: доколе можно трясти высшее образование и науку? Вероятно, до тех пор, когда про них можно будет сказать: «пациент скорее мертв, чем жив».
С 1 сентября 2013 года российские вузы будут переведены на новое финансирование. Если раньше деньги вуз получал по смете, то теперь высшая школа переходит на «нормативно-подушное» финансирование. Что это значит? По каждой специальности Минобрнауки скалькулировало затраты на одного студента. Они колеблются от 60 до 120 тыс. руб. Умножив норматив на число студентов, получаем сумму, на которую вуз может рассчитывать в наступающем учебном году. Просто, прозрачно и без затей!
Что с этими деньгами может делать вуз? Согласно документу Минобрнауки, из этой суммы преподаватели и сотрудники будут получать зарплату, будут оплачиваться коммунальные расходы и осуществляться поддержание и ремонт зданий, будет закупаться лабораторное оборудование и проводиться «культурно-массовая» работа в вузе. Научная работа вуза будет финансироваться из других источников. Каких — не ясно.
Из этой нехитрой арифметики следует, что если раньше студентов за неуспеваемость отчисляли, то теперь они могут учиться (сиречь: бездельничать) до бесконечности, ибо каждая душа, «хоть и мертвая», это — живые деньги для вуза! Представляете, какого уровня «специалистов» получит наша страна, после принятия такого «мудрого документа»! «Лишние преподаватели» будут отправлены на улицу
Дмитрий Ливанов пообещал, что с 1 сентября начнутся серьезные изменения в кадровой системе российских вузов. Их основная цель состоит в «эффективном распределении средств, выделенных на повышение оплаты труда преподавателей». Министр образования добавил: «У нас на сегодняшний день фактическая численность преподавателей вузов на 30% превышает нормативы. Необходимо провести в течение тех месяцев, которые остались до начала нового учебного года, достаточно серьезные изменения в кадровой системе учебных заведений. Мы будем это делать, и уже с первого сентября 2013 года все государственные вузы страны перейдут на новую систему окладов, которые будут серьезно повышены». Осталось ждать недолго, проверим, будет ли так же все гладко и складно на практике, как это выглядит на бумаге.
А пока суть да дело, треть преподавателей страны должны на всякий случай искать себе другое применение. Можно предположить, что под эту марку будут сокращены все «неугодные возмутители спокойствия», «несговорчивые» и «неудобные», а также пожилые и опытные преподаватели. Останутся те, которые приближены к власти, бессловесные исполнители, которые дрожат при каждом сокращении, ну, и конечно, «нужные» для парадов и отчетов. А может, нужно «почистить» преподавательский состав вузов?
На размышления на эту тему меня натолкнула беседа с недавним моим гостем — профессором одного из астраханских вузов, где он преподавал больше 40 лет. Иван Иванович приехал навестить своих родственников и как-то в свободный вечерок заглянул к нам на огонек. Разговор у нас получился долгим и интересным.
Например, профессор полагает, что в связи «с грядущим увеличением зарплаты» преподавателям будет проведено их массовое сокращение, обещанное министром. По его мнению, мы станем свидетелями последнего этапа уничтожения российской высшей школы.
За последние 20 лет численность студентов в наших вузах увеличилась в несколько раз. Качество же подготовки выпускников заметно снизилось. Зато число вузов возросло в два раза, большинство новых вузов стало работать на коммерческой основе. По мнению профессора, может быть, имеет смысл закрыть часть новых вузов, качество образования в которых ниже ватерлинии. В этом я с ним полностью согласен.
Иван Иванович рассказал много всяких интересных историй про преподавателей, с кем ему приходилось работать. Например, десяток лет назад в поле его зрения попал стройный юноша, подающий надежды в науке и преподавании. Он защитил диссертацию, какую-никакую, и на этом его энтузиазм иссяк. За эти десять лет его печатная продукция составила десяток-другой тезисов, да плюс в список трудов попал реферат и диссертация, которые вообще-то всегда считались рукописями.
Все свободное время между занятиями этот новоиспеченный преподаватель проводит, шаря на компьютере в социальных сетях и создавая безымянные сайты от имени своих знакомых (хобби у него такое). От многолетнего сидения бывший талантливый молодой человек растолстел, обрюзг и в свои 35 лет выглядит на 50! Но он сохранил амбиции, любит поучать окружающих, вставлять «свое веское слово». Обычно люди после защиты кандидатской диссертации через 3 года получают звание доцента, а у него кроме степени и похвастаться нечем.
Иван Иванович добавил: «Я не знаю, как таких преподавателей на работе держат. Вероятно, начальство устраивают такие „работники“, других за такую зарплату не найти». Близится то время, когда такие любители «отлынивать» от своих прямых обязанностей могут пойти на улицу по обещаниям министра Дмитрия Ливанова. Высшая школа с их уходом ничего не потеряет… Почему умные и интеллигентные люди не хотят работать в российских вузах?
Как показывает практика, сегодня знающие специалисты редко идут преподавать в вузы. Разгадка этого феномена проста: государство опустило престиж этой некогда уважаемой профессии до самого низкого уровня.
Я начал эту статью с зарплат, которые получали доценты и профессора в 80-х годах прошлого века. Издревле престиж любой профессии падает почти всегда, если вознаграждение за труд уменьшается. В нашем современном обществе «показателем уважаемости» являются деньги. Из-за низкой оплаты труда преподавателей на эту «освободившуюся стезю» приходят всякие неудачники и авантюристы, которые не нашли себе в жизни никакого другого применения. Именно эти люди и учат наших детей в вузах…
В связи с патовой ситуацией, которая складывается с российской высшей школой, у меня возникает вопрос: посоветуете ли вы своему ребенку учиться в российском вузе, или предпочтете послать его для обучения за границу?