Может ли чтение вредить ребенку?
«Моя дочь заканчивает 1 класс. Раньше это был очень открытый ребенок, никогда не стеснялась в общении, вообще была очень яркой, зажигательной. А в последнее время она все больше и больше стала читать, толстые книжки за день осиливает, записана в 2 библиотеки. Ощущение, что живет в мире книг, теми эмоциями и проблемами, о которых читает…
Я сама была такой же и лет до 20 жила в выдуманном мире с любимыми героями, в фантазиях. Не хочется, чтобы это произошло и с ней. Как найти компромисс? Ограничивать? Еще и младший ребенок есть, часто получается, что малыш спит, надо заняться чем-то тихим, а чем еще, кроме чтения? Шить ни она, ни я не любим. Что делать?»
Часто происходит значительное изменение поведения старшего ребенка с появлением младшего. С одной стороны, это бывает связано с изменением режима жизни всей семьи. Вы, например, говорите о необходимости более тихого, спокойного поведения, нежели раньше. С другой стороны, эти изменения могут быть также связаны с вполне закономерным перераспределением родительского внимания.
Вполне возможно, мы имеем дело с проявлением детской ревности, нашедшей такой довольно безопасный канал проявления. Выражением ревности будет чувство обиды на мать, капризность, грусть, заострение страхов одиночества и темноты, что имеет своей целью компенсацию недостающего внимания матери. Поэтому имеет смысл обратить внимание на качество и количество уделяемого девочке внимания.
Дочь много читает. Ограничения, скорее всего, будут малоэффективны здесь. Чтение, став запретным процессом, будет еще более интересным и заманчивым для девочки. Давайте попробуем сделать его более осознанным, а соответственно и более полезным. Запоминает ли дочь то, что читает? Есть ли у нее возможность поделиться с близкими прочитанным? Готовы ли вы обсуждать с ней то, что ей интересно, что нравится? Есть ли у вас собственные воспоминания, ассоциации, игры, связанные с прочтением тех книг, которые читает сейчас девочка?
Расскажите о своих любимых книгах, любимых персонажах, о том, как вы играли в тех или иных героев, о том, как вы читали с фонариком под одеялом. Поговорите с дочерью об этом, постучите в тот сказочный домик, который она для себя построила и в котором сейчас укрывается от окружающих. Возможно, ей и самой там не очень уютно, но она не знает, как выйти оттуда. Такие разговоры, помимо прочего, помогут стать вам ближе.
Еще один существенный момент: необходимо подумать о том, как сделать любовь к чтению преимуществом девочки в процессе социализации. Если девочка много читает, значит, она знает много интересных историй и может их рассказывать, например, малышу, своему братику. Ваша просьба об этом будет повышать ее самооценку, поднимая в собственных глазах. Также эта модель поведения будет работать на формирование теплых, дружеских взаимоотношений между детьми.
То же самое можно попробовать сделать и с общением девочки со сверстниками. Попробуйте организовать «посиделки», пригласите своих друзей с детьми, договоритесь рассказывать интересные истории из прочитанного. Объявите какие-нибудь конкурсы: на самую интересную историю, на самую волшебную историю, на самую страшную историю. Пусть дочь обязательно выиграет какой-нибудь приз. Обеспечить получение приза можно совместной подготовкой, тщательным выбором истории, репетицией рассказа перед зеркалом или домашними. Можно сделать отдельные посиделки для каждого направления: вечер волшебной сказки, вечер страшной истории… Следующим вполне логичным шагом становится продолжение, видоизменение, тасование уже известных сказок, историй, рассказов, а также сочинение собственных произведений.
Начитанность ребенка может служить основой не только для пересказывания и сочинения собственных рассказов. Глубокую эрудицию ребенка можно направить в игровую деятельность. Увлеклась, например, девочка чтением приключений девочки Элли — попробуйте организовать соответствующую игру: пригласить в гости пару-тройку подруг и поиграть в путешествие по дороге из желтого кирпича, предложив девочке придумать приключения, выступить организатором игры.
Существует целый класс настольных игр, которые строятся на творческих способностях ведущего. Ведущий плетет нить повествования для команды игроков, выставляя для них опасности, устраивая ловушки и розыгрыши. Наиболее интересным ведущим в таких играх, как правило, оказывается наиболее творческий, начитанный, эрудированный участник игры.
Таким образом, создав для девочки внешнюю сферу применения ее интересов, мы чтение из возможности уйти от реальности сделаем мощным средством ее включенности в жизнь семейного и прочего окружения.