Третья волна, или Как за неделю стать фашистом?
Давайте мысленным взором переместимся в Германию начала 30-х.
Посмотрим на простых немцев, мирно потягивающих баварское пиво, на ребятишек, весело играющих на ухоженных улицах, на добропорядочных фрау, идущих в кирху на воскресную молитву.
Вот перед вами простые немцы — культурные, общительные, религиозные, законопослушные, трудолюбивые, пунктуальные. Все они, конечно, разные, но в целом это разумный, цивилизованный европейский народ.
…Теперь переместимся в начало 40-х. Вот хохочущие немецкие солдаты фотографируются с повешенными коммунистами. Вот расстреливают комиссаров и евреев. Вот упитанные охранники с надрывающимися от лая собаками охраняют очередь в печи Освенцима.
Вот хладнокровные помощники доктора Менгеле проводят бесчеловечные опыты на людях. Вот эсесовцы пытают пленных, вот сожжённые дотла деревни, вот виселицы, вот списки на отправку в Германию…
Как же так случилось, что в первом и втором абзаце — одни и те же люди? Покажи им в 30-х кадры их же самих в 40-х, не поверили бы! В это очень трудно поверить — что простые, честные, трудолюбивые, законопослушные, добропорядочные, цивилизованные люди могут превратиться в хладнокровных убийц, садистов, палачей, грабителей и вандалов. И всё это за весьма небольшой срок. Как это возможно? Третья волна
Для исследования этого явления были проведены многочисленные эксперименты. Наиболее масштабный из них провел в начале апреля 1967 года учитель истории Кубберлийского колледжа (Поло Альто, Калифорния) Рон Джонс. В учебных целях он создал среди студентов колледжа движение «Третья Волна», поставив целью уничтожение демократии.
Демократия культивирует индивидуализм в людях, сообщил им Джонс, это её самый главный порок, и он должен быть устранён. Новое движение получило девиз «Сила через дисциплину, сила через сообщество, сила через действие, сила через гордость». Название «Третья волна» соответствовало поверью, что в серии океанских волн третья — самая сильная.
Итак, на своём курсе современной истории Джонс запустил недельный эксперимент. Началось всё весьма невинно: были введены правила для участников движения — соблюдать дисциплину, сидеть прямо, перед ответом вставать, перед заданием вопроса поднимать руку, обращаться к учителю «Мистер Джонс» и отвечать предельно лаконично (не более трех слов).
На следующий день были выработаны название движения, его приветствие, которое выполняли участники при встрече друг с другом и с учителем даже вне класса. Ученики разработали сами логотип движения, процедуру инициации новых членов.
Вне класса эксперимент начал жить своей жизнью: первоначально группа включала 30 участников, но уже на следующий день в неё вошли друзья студентов из других курсов, и их стало 43, а ещё через день, когда Джонс обучил их, как вербовать новых членов, их стало более двухсот.
Уже через два дня дисциплина принесла свои плоды, у многих участников резко повысилась успеваемость и работоспособность. Правда, к удивлению Джонса, появились первые доносчики, сообщавшие учителю о случаях нарушения членами «Третьей Волны» учреждённых им правил.
Участники движения стали рисовать свои логотипы по всему городу. Те из студентов, кто не примкнул к движению, стали подвергаться дискриминации со стороны участников движения. Участники движения стали участвовать в личных «разборках» членов движения, начались стычки с местными байкерами-анархистами. Появились и противники движения, понимавшие, насколько далеко оно может зайти. Те, кто решил выйти из движения, считались предателями, а те, кто поднял свой голос против движения, — врагами.
Студенты сильно увлеклись экспериментом, их дисциплина и лояльность проекту были невероятны для раскрепощённых и свободолюбивых американцев. Рон Джонс сообщил, что «Третья Волна» является частью всемирного движения, что на завтра намечено объявить на всю страну о его существовании и принять участие в президентских выборах, чтобы достичь поставленных движением целей.
На следующий день Джонс решил сворачивать эксперимент, так как он начал выходить из-под контроля. На всеобщем собрании «Третьей Волны» вместо кандидата в президенты участники увидели пустой экран. После нескольких минут напряжённого ожидания Джонс объявил истинную цель эксперимента — исследование фашизма — и показал им фильм о Третьем Рейхе.
Тод Штрассер под псевдонимом Мортон Рю написал книгу «Волна», в которой описал эксперимент Джонса. В 1981 году по этой книге был снят одноимённый телефильм. Рон Джонс сам дополнил книгу своими материалами об эксперименте.
В 2008 году был снят новый фильм «Волна» Денниса Ганзеля, где действие перенесено в современную Германию. Я очень рекомендую всем посмотреть этот фильм! В нём показано во всех подробностях быстрое превращение свободных, задиристых, раскрепощённых немецких ребят в фашистов. Кстати, фильм кончается трагично, в отличие от реального эксперимента.
Реакция участников эксперимента и дискуссия о его результатах были представлены в документальном фильме 2010 года «План урока».
В продолжении статьи я расскажу о других экспериментах, проводившихся на эту тему, и обобщу их результаты в ответе на вопрос, поставленный в заголовке.