Что в имени твоём, в нём сколько букв и... цифр?
Имя человека часто связывают с его судьбой. Неслучайно нас интересует, что означает наше имя, откуда оно произошло.
И любопытного в этом деле действительно немало. Так, молодой папаша из Амстердама назвал своего сына именами своих друзей (ни много ни мало — десять имен!). Семейство Джексонов из Чикаго пятерых детей наградило просто незабываемыми именами — Менингит, Ларингит, Перитонит, Аппендицит, Тонзиллит.
Не нуждается в рекламе известный художник Пабло Пикассо. На самом же деле его имя выговорить без паузы невозможно: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремендиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис Пикассо.
А в Гонолулу жила дочь местного владельца ресторана, имя и фамилия которой состояли из 102 букв. Не повезло и дочери хозяина прачечной из Ливерпуля. Произнести ее имя тоже непросто — его составляет почти весь латинский алфавит.
Имена людей рождались в древности, менялись, исчезали и снова возрождались. Некоторые имеют многовековую историю. Часто людей именовали, ссылаясь на место рождения или жительства, указывали, из каких земель или краев этот человек. К примеру, Эразм Роттердамский (из Роттердама), Александр Македонский (из Македонии), Илья Муромец — из Мурома. Но в России эта практика почти не закрепилась.
Автор книги «Занимательно об именах» Э. Вартаньян говорит о том, что хронология русских имен имеет три периода.
Первый — дохристианский. Обычно в те годы в качестве имен использовали характеристики людей — внешность, сходство с птицами, животными и т. д. Отсюда возникали имена Горд, Рябой, Баран, Воробей, а также Ждан, Косой, Любим, Комар и др. Намного позже эти имена стали основой фамилий. Это — Рябовы, Рыжовы, Барановы, Комаровы… Однако такими именами называли людей из простонародья.
Те, кто был побогаче, носили обычно двусоставные имена, более благородные. Так появились на Руси Любомиры, Ярославы, Святославы, Володимиры и т. д. Известный языковед И. В. Бестужев-Лада отмечал, что в то время в именовании начали давать уже указание на род, что в дальнейшем стало отчеством человека. Отсюда появились образования — Владимир Святославович, внук Всеволода, правнук Ольгов, пращур Великого Владимира.
Женские имена были не менее поэтичны: Милава, Любава, Голуба, Ждана, Ярослава, Борислава, Рогнеда… В наше время широко распространены «древние» славянские имена Людмила, Светлана.
Второй период в жизни имен связан с принятием Русью христианства. Их выбор, как правило, ограничивался церковным календарем, в который были вписаны имена почитаемых святых. Существовало даже такое правило: «При наречении имен новорожденным давать имена тех святых, кои празднуются на 8-й день после рождения младенца или в промежуток этого времени…» В православной церкви были специальные книги — святцы и месяцесловы, где на каждый день можно было найти имя того или иного святого. И священник перед крещением ребенка предлагал родителям несколько имен из этих книг на выбор.
Исследователи, изучая этот вопрос, пришли к выводу, что иногда священники уступали родителям в выборе имени. Подчас имя в святцах встречается редко, а в жизни часто. Так, имена Вера, Надежда и Любовь в дореволюционное время были весьма распространенными. А ведь имя Вера встречается в святцах два раза в год, а Надежда и Любовь — всего один раз.
Трудно поверить, что еще 2−3 столетия назад образование отчеств на -вич или -овна свидетельствовало о высоком происхождении их носителей. А простых людей именовали, к примеру, не Иван Петрович, а Иван, Петров сын.
Третий период характеризуется абсолютно свободным выбором имен. Он начался после 1917 года. В это время появились (особенно 20−30-е годы) не совсем разумные крайности в «имяпроизводстве». Детей просто «заклеймили», по-другому не скажешь, такими именами, как Вилен (В. И. Ленин), Вилюр (В. И. любит Россию), Ворс (ворошиловский стрелок), Дележ (дело Ленина живет), Мэлс (Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин), Электрификация, Пятьвчет («пятилетка в четыре года»). И этот перечень можно продолжить.
У имен удивительная жизнь. Давно уже многие имена литературных персонажей стали нарицательными. Разве кому-то надо объяснять, кто такие Онегин, Татьяна, Ленский, Иван да Марья, Пульхерия Ивановна, Плюшкин, Ноздрев, Манилов и др.
А сколько мест обрели свои географические названия на основе фамилий, имен и отчеств. Только в одной Пермской области от имени Петр образовано сорок населенных пунктов. В том числе, Петраки, Петрово, Петрухино, Петряхино… Многие горы, бухты, реки, города, поселения, улицы по всему миру названы в честь выдающихся людей.
В одном из своих произведений писатель-фантаст из Америки Хьюго Гернсбек утверждает, что со временем у людей будут лишь имена, а надобность в фамилии отпадет. Вместо нее будет лишь номер. Пока это лишь фантазия художника, и не более того. А сегодня каждую секунду на планете рождается три малыша. И каждому надо дать имя.
Когда вам придется выбирать его для своего чада, неплохо при этом вспомнить это стихотворение С. Я. Маршака:
Если только ты умен, Ты не дашь ребятам Столь затейливых имен, Как Протон и Атом…
А один оригинал, Начинен газетой, Сына Спутником назвал, Дочь назвал Ракетой. Пусть поймут отец и мать, Что с прозваньем этим Век придется вековать Злополучным детям.
Словом, «как корабль назовешь, так он и поплывет».
И, хотя сейчас нетрудно имя поменять, стоит ли усложнять себе жизнь и своим детям?