Нужны ли нам биржи?

Когда у нас случился кризис, часто стало звучать словосочетание «реальная экономика». Что это такое, телевизор не объяснял, хотя обещал поддержать. Но при этом сквозило явное противопоставление биржам. Это, вроде как, они раздули много «пузырей», и они-де вызвали кризис. В основном, конечно, подразумевались те биржи, что где-то там, за океаном.

Наверное, биржи виноваты, в том числе и наши, российские. Но тогда почему бы их не закрыть? Ведь существовал же СССР без каких-либо бирж. Чтобы понять тот «вред», что приносят биржи, нужно понять, что же они делают. Реальная экономика

На общем понятийном уровне (а другого для этого термина нет) ясно, что речь идет о чем-то «реальном». Например, о производстве или еще чем-то, что можно «пощупать». Туда же можно отнести и услуги, и информационные технологии. А вот биржи туда отнести уже, вроде как, нельзя. Или все-таки можно? Откуда взялись биржи?

Они были не всегда, в отличие от «реальной экономики». Уже в 12 веке во Франции появились первые брокеры (courtiers de change). Они торговали сельскохозяйственной продукцией. Но биржи тогда еще не было. В 13 веке в бельгийском городе Брюгге появилась первая биржа. Там торговали товарами. Само слово биржа означает мешочек с деньгами. Три таких мешочка были изображены на гербе хозяев торговой площадки.

В дальнейшем биржи стали появляться и в других городах. Самой интересной, наверное, является, тюльпановая биржа в Голландии конца 16 века. Это были первые «пузыри», предмет нашего исследования. За луковицы тюльпанов давали огромные деньги. Сами же луковицы никого не интересовали. «Пузыри» сдулись, купцы обанкротились. Но биржи остались.

Вскорости, в 1602 году, появились и первые ценные бумаги в современном смысле: акции Голландской Ост-Индской компании. Тогда же появилось и первое акционерное общество, выпустившее эти акции. До нашей отечественной революции 1917 года акции назывались долями, или паями, что полнее отражает смысл явления. По-английски их и сегодня так называют. Что делают биржи?

Из всего вышесказанного ясно, что они торгуют. Сегодня они торгуют и товарами (как в 12 веке), и валютой, и ценными бумагами. В этом смысле очень показательны английские термины, определяющие названия бирж. У нас — это все биржи. А вот в английском языке слово биржа (bourse) применяется только для торговли ценными бумагами, да и то в основном в отношении европейских рынков. А так общим термином является «обмен» (exchange). Иногда — рынок (market). Мы видим полную осмысленность названий, в отличие от русского языка.

Биржи представляют собой организованные торговые площадки. У них есть определенные правила работы, специальные люди (маклеры, агенты, брокеры), имеющие право там работать. С улицы нельзя прийти и поторговаться, это не колхозный рынок.

Разновидностью организованных торговых площадок являются аукционы. Существует самый большой цветочный аукцион в мире в городе Алсмер (Aalsmeer), Голландия. На самом деле — это товарная биржа, организованная в форме аукциона. В отличие от обычного аукциона, на цветочном цена за определенный промежуток времени падает от максимальной к минимальной. За это время конкурирующие торговцы со всего мира должны успеть купить товар. Можно и не успеть, если гнаться за лучшей ценой. Война нервов и денег!

Из приведенного примера ярко видно, что цель биржи — концентрация спроса и предложения, организация свободной конкуренции. А в целом — организация обеспечения бизнеса, в приведенном примере — цветочного, причем в мировом масштабе.

Но это все обмен реальными товарами. Как ни смешно, но это такая же часть реальной экономики, как завод или совхоз. Там в Европе без такого аукциона цветов прекратится целая отрасль экономики. Ценные бумаги

Ценные бумаги — товар особый. Самые известные — акции. Но есть еще масса разных инструментов, например, векселя и облигации. Зачем они, сразу так и не поймешь. Масса статей существует на эту тему. Во всех обычно муссируется вопрос, как купить-продать и получить прибыль. То есть речь идет о спекуляции. Но неужели целая отрасль финансов существует только для этой не очень-то благовидной цели? Зачем вообще нужны акции и другие бумаги?

Акция представляет собой часть (долю, пай) капитала какого-либо предприятия, бизнеса. Некоторые акции имеют право голоса (участвуют в управлении), другие нет. По акциям выплачиваются дивиденды (часть прибыли, если таковая имеется).

Чтобы получить долю в бизнесе, надо ее купить. Таким образом, при первичном размещении акций (их продажи) на рынке (бирже) компания собирает огромное количество денег. При этом компания должна удовлетворять особым условиям, чтобы попасть на биржу. Покупать акции могут и простые граждане «с улицы», но только через брокеров или агентов. Хотя бывает и «народное» акционирование. Так недавно поступил один наш банк. Но чтобы продать акцию, все равно придется идти на биржу. Но почему компании не пойти в банк и не попросить кредит?

Можно и попросить. Но банк в ответ попросит процент и гарантии. А покупателю на бирже процент никто не гарантирует (хотя есть специальные акции, гарантирующие минимальные прибыли). Могут ведь быть и убытки. И эти убытки разделяют все держатели акций. А банк не хочет их разделять. А еще не всякий банк сможет финансировать крупные проекты. На бирже можно получить гораздо больше, без процентов и под гораздо меньшие гарантии (но они все равно должны быть хоть в каком-то виде).

Когда государство (или его часть, например, город Москва) хочет получить деньги по той же схеме, что и большой бизнес, оно идет на биржу и размещает там облигации. Правда, процент дохода по ним обычно фиксирован.

Из всего вышесказанного следует совсем смешной вывод. Фондовые биржи (торгующие ценными бумагами) — такая же часть реальной экономики, как и товарно-сырьевые. Если одни обеспечивают реальный сектор сырьем, то другие — капиталом. И без того, и без другого бизнес существовать не может. Именно поэтому термин «реальная экономика» (или «реальный сектор») существует в основном в России. В стране, где используется такое непонятное слово «биржа». Откуда берутся спекуляции?

Все вроде бы красиво. Но откуда тогда все эти «пузыри»? Они растут из спекуляции. Когда одним держателям «надоедают» ценные бумаги, они их продают все на той же бирже. И цена продажи обычно отличается от начальной. И поскольку цена меняется быстрее (на несколько процентов в день по конкретному инструменту), чем получаются дивиденды, то проще извлекать прибыль из перепродажи акций.

Вот так и появляется вторичный рынок. На этом рынке, в силу его потенциальной прибыли, стараются работать многие, в том числе и банки. Набрав у населения депозитов, они вкладывают их, в том числе и в ценные бумаги. Хотя еще вкладывают и в произведения искусства, и в недвижимость.

Одной из главных функций фондовых бирж сегодня является как раз такое отвлечение денег на вторичный рынок. Чтобы деньги не «болтались» просто так в реальной экономике и не раздували инфляцию. К тому же эти отвлеченные деньги являются необходимым резервом для развития бизнеса вообще. Этакое денежное «депо».

Когда фондовые биржи накануне кризиса не справились с объемом денег, капиталы хлынули на нефтяную биржу. Нефть стала таким же тюльпаном, как когда-то в Голландии. То же случилось и с недвижимостью. Заключение. Что будет, если бирж не будет?

Если не будет бирж, то наша экономика скатится в 11 век. И это в лучшем случае. На самом же деле с ликвидацией бирж начнется финансовый хаос, так как в реальный сектор хлынут все деньги, вращающиеся на вторичном рынке ценных бумаг. Все биржи сегодня обеспечивают то, что называется свободной конкуренцией, так необходимой для развития человечества.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: