«Пока дышу - надеюсь»: на что?
Какое-то яркое, ослепительное пятно, точно удар по глазам. Крикнул, задышал. Это младенец впервые в жизни увидел свет, вдохнул ту химическую субстанцию, которой живет человек с рождения до последних минут.
Эх, младенец, неужели он на что-то надеется, когда родится. С научной точки зрения новорожденный имеет неокрепшую оболочку мозга. Думать-то ему совсем нечем, следовательно, дышать может, надеяться — нет.
Ничего подобного. Новорожденный надеется, еще как. На что? На то, что он будет сыт, на свою маму. В назначенный час, это практически постоянно, когда не спит, он начинает кричать, инстинктивно у него закреплен сосательный рефлекс. Факты, господа. У малыша генетически проявляется надежда на жизнь.
С развитием маленького человека надежд у него становится еще больше. Познавательная способность, которая генетически закреплена в нас, усиливается с годами. Человеческая жизнь коротка, а Мир такой многогранный, все хочется узнать, все чего-то не хватает.
Надежда тоже у всех своя — возрастная, потребительская. Дошкольник надеется, что получит желанную игрушку, надеется, что мама в продуктовом магазине купит ему сладенькое то, что ему хочется. Школьное время — это вообще пора надежд и разочарований. Школьный этап занимает 10, а то и 11 лет жизни. Процесс становления и взросления ребенка, формирование личности происходит именно в школьные годы. Когда первоклашку ведут впервые на линейку, страх и радость переполняет его одновременно. Страх, потому что незнакомая обстановка, все новое, и так много людей. Радость, потому что есть надежда на то, что все будет хорошо. Кто подготовлен к школе, тот надеется на отличную учебу, на похвалу учителей и родителей, авторитет среди одноклассников. Любой первоклашка, вступает на школьный путь, глядя на мир добрыми глазами, в ожидании понимания и дружелюбия со стороны окружающих. Вот только не все надежды оправдываются, и наступает разочарование. Получаются двоечники, хулиганы.
Окружающая среда крушит наши надежды, вместо которых рождаются новые. На рубеже окончания школы новый период надежд. Кто-то надеется продолжить учебу, кто-то найти работу. Надежда, уже осознанная в эти годы. Все планы мы строим, исходя из того, что имеем: деньги, умственный потенциал, хороших друзей.
Институт — новые надежды: получить навыки, стать отличным специалистом, дальше быть востребованным обществу, и жить припеваючи. Кто-то надежды превращает в реальность. У кого-то все глубоко прозаично: без пяти минут дипломированный специалист ощущает себя, как Сократ: «Я знаю только то, что ничего не знаю». На работу берут с трудом и платят мало, и работа не в радость. Что делать? «Надеяться на лучшее, а быть готовым к худшему» — оптимальный вариант, наиболее часто встречающийся. Надежда — это всегда чуть-чуть иллюзия.
Иллюзии лучше не строить, иначе придется за них больно и долго расплачиваться. Незамужние ждут принца на белом коне. Приходит далеко не принц, но не сидеть же в девках весь век. Возникает новая надежда, что будет дальше счастливая семейная жизнь и без принца, вдруг он прекрасной души человек. Наконец, все свои не оправдавшиеся надежды родители возлагают на детей. Надежды детей и родителей часто не совпадают. Жаль. На пороге осени жизни возникает надежда пожить подольше, чтобы старость и немощь не спешила подступать, чтобы здоровья хватало и сил.
Жизнь человека — сплошная надежда на хорошее. Это, действительно, здорово! Потому что не было бы стимула жить вообще. И как бы плохо или хорошо ни было, мы всегда думаем, что завтра будет лучше, чем сегодня!