Полуостров Истрия: что в нем удивительного? Пещера и Пореч
Рядом с Лимски Драга Фьорд, что неподалеку от города Ровинь, есть известная пещера Баредине. Это карстовая пещера, как и все другие в регионе, глубина ее более 60 метров. В отличие от Шкоцянской (Шкоцанской) пещеры в Словении, хорватская пещера Баредине потрясает не сразу. В ней не слышно грохота подземных водопадов, в ней не кружится голова от осознания грандиозности совершенно независимого от человека мира, но она не менее любопытна.
Пещера, как и положено уважающей себя пещере, наполнена диковинными фигурами из сталактитов и сталагмитов. Кроме фантастических образов — есть вполне узнаваемые. Самая знаменитая каменная «фигура» — статуя Богородицы. Стоит, как будто сделанная бережными человеческими руками, однако — это тоже причудливая работа природы.
В доисторические времена вход в пещеру, как и во многие другие, был вполне обжит. От неизвестных обитателей пещеры Баредине сохранились черепки от посуды. Их демонстрируют в маленьком музейчике при пещере.
И в последующее время пещера не осталась без внимания. Как и положено, существует легенда о любви местного дворянина к доярке Милке и разъяренной матери этого дворянина. Как и всегда — такая история может быть только с печальным концом.
Загадочности этой пещеры всегда прибавляла живность. Самая примечательная — так называемая «человеческая рыбка». Почему человеческая? Видимо, за светлый вид кожи (не просто светлый — полное отсутствие пигментации). Так ее там фактически официально называют — čovječja ribica. Но для меня эти белые слепые саламандры-тритончики остались совершенной загадкой. Едят они раз в год (или тоже легенда?), при этом — долгожительницы. Живут свой век (в буквальном смысле — 100 лет) в темноте и прохладе.
Долго потом выясняла, что за существо, которое все упорно называли «человеческой рыбкой», — оказался протей европейский. Овеянный средневековыми легендами и местными сказаниями как пещерный «дракон-ольм», или «личинка дракона». Единственное в своем роде во всех отношениях существо. Протей европейский казался таким значительным, что он даже был выгравирован на монетах Словении — толарах (пока не установилась стандартная валюта — евро).
Пещера Баредине всего в нескольких километрах от хорватского города Пореч. Около 8000 жителей — казалось бы, о чем речь? Тем не менее, статус города Пореч получил еще 2000 лет назад. А центр города внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.
История города — типичная для всех городков Истрии. Постепенное заселение разными народами (славяне пришли только в VII веке), вхождение в республики и империи (Рим, Византия, Венеция — около 500 лет, Австро-Венгрия, Италия, королевство Югославия, СФРЮ, сейчас — Хорватия).
Первая христианская община в городе возникла уже в III веке, епархия здесь считается одной из самых старых на Адриатике. А в VI веке появился изумительный красоты храм — Евфразиева базилика. Основана она была на месте старой церкви, которую поставили на месте мученической смерти святого Мавра. Впоследствии старая церковь была разрушена набегами готов. На этих руинах позже и была построена знаменитая базилика.
Она немного напоминает раннехристианские храмы итальянской Равенны. Главным образом — благодаря мозаикам. Мозаики в базилике, построенной при епископе Евфразие и носящей его имя, выполнялись местными и византийскими мастерами. Эти мозаики — шедевр византийского искусства VI века.
В капелле базилики хранятся мощи святых, например, святого Мавра — покровителя города. В архитектурный комплекс базилики входит атриум, баптистерий (крестильня), колокольня и епископский дворец. Этот комплекс признан выдающимся образцом религиозной архитектуры и не случайно находится сейчас под охраной ЮНЕСКО.
Исторический центр города богат и на другие памятники: в основном это древние башни и остатки храма, посвященного Нептуну.
И хорватские Ровинь, Пореч, Пула, Умаг, и прибрежные городки Словении — схожи, но каждый несет в себе оттенок уникальности. А чего стоит Грожнян — полвека назад, в 1965 году, часть жилого фонда города передали художникам и Международной Молодежной музыкальной федерации. И умирающий, обезлюдевший после войны городок ожил в буквальном смысле. Сейчас он и известен как город художников и музыкантов с постоянными выставками и ежегодными фестивалями.
Узкие прямые улочки с булыжными мостовыми, разноцветные стены домов и красная черепица крыш. Спокойное дыхание моря, лодки и яхты, бесчисленные прожорливые чайки. Деревья и пышные цветы — в лесах, в национальных парках и тщательно культивируемые в городах. Множество карстовых пещер («ям»), большая часть из которых не до конца исследованы. Замки местной знати и городские храмы. Итальянские туристы, которые предпочитают преодолеть небольшое расстояние и отдохнуть в более экологически чистых местах, чем у себя (так они считают и, возможно, правы) — все это и есть замечательный полуостров Истрия.