Что происходит в первые два часа после родов?

Почти все женщины убеждены, что роды заканчиваются рождением ребенка, забывая о таком важном этапе, как рождение плаценты. Но успех родов во многом зависит от полноты и завершенности процессов третьей стадии, когда происходит отторжение плаценты. Новорожденный младенец лежит на животе у мамы, чувствует своей кожей ее кожу, ощущает удары ее сердца, успокаивается и начинает искать грудь…

Во время прохождения через родовые пути кровь ребенка отжимается в плаценту, он рождается «выжатый, как лимон».

«Таким образом, ребенок теряет от 100 до 150 миллилитров и сейчас, через пуповину, получает свою кровь обратно. Сохранять пуповину неперерезанной необходимо до рождения плаценты, так удастся вернуть 60−90 миллилитров (то есть до 20%) насыщенной кислородом, гемоглобином и антителами крови и избежать анемии (для взрослого человека десятипроцентная кровопотеря уже считается опасной). Чтобы малыш начал жить сильным и здоровым, надо использовать все ресурсы. Преждевременное отсечение пуповины — слишком дорогое пожертвование из фонда здоровья ребенка. Сделайте это после рождения плаценты». (А. Акин, Д. Стрельцова, «Девять месяцев и вся жизнь»).

В большинстве своем дети сами активно ищут грудь, начинают сосать. Первый глоток молозива, сделанный ребенком, становится сигналом для женщины, что она стала матерью. Ребенок, вовремя приложенный к груди, пробуждает материнский инстинкт, любовь к малышу. Кроме того, этот процесс сокращает матку для нормального полного отделения плаценты.

Третья стадия родов длится до двух часов. Она закончится, когда мама и ребенок отдохнули, произошло слияние, малыш накормлен, пуповина побледнела и перестала пульсировать. В результате двух-четырех завершающих потуг плацента с плодными оболочками выходит из тела женщины. И вот теперь можно считать, что естественные роды завершены.

Недавно я стала серьезно задумываться об этом важном периоде родов… Он наступает с выходом ребенка и продолжается первые два часа после рождения. В практике клинического акушерства вообще отсутствует такое понятие, эта уникальная стадия родов никогда не имела названия и не считалась отдельным периодом родов. При рождении ребенка в роддоме от момента выхода малыша до рождения плаценты происходит множество всяких процедур, осмотров, взвешиваний, измерений, зашиваний… Масса действий…

Я помню своё собственное рождение. Процесс прохождения по родовому каналу, давление жуткое на всё тело, особенно на голову. На лице и голове отчетливые ощущения горячей слизи, запах крови, мелкое покалывание на коже лица (так бывает, когда руку отлежишь). И борьба, усилия: двигаться вперед, не отступать, выйти, освободиться!.. Вот он — свет, свобода, воздух ворвался в меня мощным потоком, руки высвободились, отделились, они уже не прижаты… И почему-то начали конвульсивно дёргаться, сокращаться, я совершенно не владею своими конечностями, тело жутко раздавлено… Но все эти физические ощущения — ничто по сравнению с тем, что я почувствовала эмоционально!

Тотальное одиночество!..

Просто полная пустота!..

Непонимание…

Почему я отдельная? Одна?

Моей маме было 22 года, когда она родила меня. Она рассказала, что в роддоме ей принесли меня только на третьи сутки, потому что меня угораздило родиться в пятницу, а в выходные никто не носит детей на кормление… В этой пустоте и одиночестве я находилась до понедельника. Хотя это уже стерто из моей памяти, я уже этого не помню.

В моей жизни есть два огромных, не поддающихся управлению страха: страх расставания и страх одиночества. Тяжело переживаю вынужденные ночевки в одиночестве, расставания надолго, особенно с людьми, которым доверяю безоговорочно, которых люблю. Таких расставаний масса: уходят подруги (переезжают в другой город или просто прекращают отношения), заканчиваются романы с мужчинами (как правило, они сами принимают решение расстаться со мной, мне не под силу решиться на расставание — слишком страшны одиночество и пустота). Когда мне приходится расставаться с близкими людьми, я воспринимаю это как предательство моей любви, мне нужно постоянно чувствовать физический контакт, как тогда в утробе мамы, — тогда я верю, доверяю людям.

«Физический контакт матери и ребенка после рождения, прикладывание новорожденного к груди обеспечивают младенцу чувство защищенности и уверенность в материнской поддержке. Отсутствие телесного контакта приводит к снижению активности сосания, неконтактному или асоциальному поведению, появлению комплекса недоверия по отношению к родителям, отрицательной установке по отношению к внешнему миру. Отсутствие первого зрительного контакта с матерью „глаза в глаза“ приводит к отсутствию у индивидуума способности смотреть в глаза другому, не отводя взгляда, ощущению дискомфорта и неловкости при обмене взглядами». (Ж. Цареградская, «Ребенок от зачатия до года»).

Во время слияния закладываются эмоциональные, душевные и духовные связи между ребенком и его близкими. Воссоединение в первый час после рождения — прекрасная основа взаимоотношений ребенка с матерью, со всем окружающим миром. Раз начавшись, эти отношения продолжаются всю жизнь.

У меня двое детей. Обоих мы с мужем родили сами, дома. Некоторые покрутят пальцем у виска, скажут: «Сумасшедшие». Я же по-хорошему завидую своим счастливым детям. Они не были лишены мамы в момент рождения, у них нет страха потери, страха разрыва отношений с мамой. А у меня нет страха потерять детей, нет переживаний за их жизнь, я уверена в них, я доверяю своим детям.

Все эти мысли оформились в четкую картинку после того, как я увидела со стороны полноценный процесс воссоединения мамы и ребенка. Знакомая пригласила меня поучаствовать в рождении её второго сына. Роды проходили дома, в теплой комнате, ночью, при мягком приглушенном свете. Малыша приняли мягкие уверенные руки отца, сразу прижали к материнской груди. Мама угнездилась поудобнее, выдохнула усталость родов, вдохнула облегчение и радость. И с нежностью и трепетом обхватила все тельце малыша. Малыш почувствовал своей кожей кожу мамы, его ушко было прижато к области сердца мамы, он мог слышать, ощущать его удары, ровное спокойное дыхание служило опорой всему его телу, радостные тихие возгласы приветствовали его. Пуповина продолжала пульсировать, возвращая ребенку кровь, выжатую в плаценту усилиями родов. Малыш наливался соками жизни, розовел, разглаживался на глазах.

Ребенок был открыт для соединения с близкими через собственные чувства. Он был готов пережить свой первый личный опыт. Он начал открывать глазки, чтобы впитать глазами образ, который станет для него самым родным на всю жизнь. Ему было тепло, он был защищен, он соединился с любящими его существами. Новый мир вокруг него был добр и принял его в свои объятия.

Глядя на это чудо, я видела не только вечный, мощный биологический процесс.

Я видела Любовь.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: