Можно ли разработать уникальный товар бесплатно?
На современном рынке к товарам предъявляются в некотором смысле противоречивые требования. С одной стороны, товар и соответствующее ему коммерческое предложение должны быть как можно дешевле. Но в этом случае товар будет «как все». А с другой — товар должен быть в чем-то уникальным, отличаться от товаров-конкурентов. Это в большинстве случаев приводит к удорожанию товара.
А можно ли сделать так, чтобы товар, с одной стороны, стал уникальным, а с другой — это не привело бы к его заметному удорожанию? Оказывается, можно. И люди с незапамятных времен создавали такие товары. Но делали это случайно, не целенаправленно.
Возможно, вы замечали, что некоторые весьма успешные товары были созданы по одной и той же схеме: к уже существующему товару определенным образом (снаружи, рядом, вплотную) добавлялся некоторый простой элемент другого функционального назначения.
Примеры: к пенсне добавили заушные дужки и — получились современные очки, к карманным часам добавили ремешок — и получились наручные часы. После оснащения парусников килем они получили возможность плавать против ветра (галсами).
Обратите внимание — в каждом случае к уже существующему товару снаружи, рядом, вплотную добавлялся простой и дешевый (по сравнению с исходным товаром) элемент, который не влияет на основное назначение (функцию) этого товара. Например, дужки очков не улучшают оптических характеристик, ремешок часов не повышает точности хода, киль не влияет на быстроходность или водоизмещение судна. Однако в результате добавления соответствующего элемента товар становился качественно лучше.
Опыт показывает, что созданные по такому алгоритму товары становятся не просто успешными. Они захватывают весь возможный рынок на очень долгое время (и это в наше время, когда жизненные циклы товаров становятся все короче и короче!). Например, наручными часами и современными очками люди пользуются уже десятки лет.
Еще один яркий пример: конструкция рыболовного крючка, к которому добавили шип (не позволяющий рыбе соскочить с него) остается неизменной вот уже тысячи лет.
Если проанализировать историю развития техники, можно обнаружить множество подобных примеров. Это говорит о том, что, скорее всего, здесь существует некоторая закономерность. А если есть закономерность, то она открывает возможность создавать такие новинки не случайным образом (как это фактически делалось ранее), а по четкому алгоритму, то есть систематизированно и целенаправленно.
При этом товары могут приобретать такие качества, которые поначалу кажутся «невозможными». Как, например, парусники получили возможность плавать против ветра.
В 1989 году был предложен будильник, который позволяет человеку ночью спать меньше, а высыпаться лучше. Это стало возможным потому, что к обычному будильнику был добавлен датчик, следящий за медленными и быстрыми фазами сна спящего человека (авт. свид. № 1471171). Будящий сигнал подается в наиболее благоприятный для пробуждения момент времени (на 10−40 минут раньше запланированного). Эту идею недавно начала применять в своих айфонах корпорация Apple.
А еще раньше будильники, использующие этот принцип, начали производить фирмы Sleeptracker. com (США) и aXBo. com (Австрия).
Опыт показывает, что практически любой товар можно усовершенствовать по этому методу. Чем проще исходный товар, тем эффективнее результат. При этом разработка новинки не требует традиционно больших затрат времени, денег и других ресурсов. Поскольку ее конструкция лишь незначительно отличается от конструкции исходного товара, то такая новинка может производиться из уже используемого сырья на уже имеющемся оборудовании по уже отработанной технологии, распределяться по уже налаженным каналам сбыта и т. п.
Вместо традиционно дорогой рекламы можно просто указать в инструкции, что данный товар можно использовать и по-старому, и по-новому — с достижением такого-то нового положительного результата.
Теперь все могут целенаправленно создавать новинки с уникальными свойствами путем добавления к уже существующим товарам определенных простых элементов. В результате новинка, с одной стороны, становится в каком-то отношении уникальной, а с другой — это не связано с заметным удорожанием.
Поэтому разработать уникальный товар совсем бесплатно, конечно, вряд ли получится, а почти бесплатно — все-таки можно. Вот конкретные примеры того, как это выглядит на практике:
1. К автомобилю добавили зеркало заднего вида. Сейчас это кажется само собой разумеющимся, но вспомните, что на самых первых авто таких зеркал не было. Их придумали добавить позже. 2. Входную дверь снабдили глазком. 3. Обувь снабдили шнурками. Теперь люди с любым подъемом ноги могут носить стандартную обувь. Кстати, шнурки были признаны одним из самых прибыльных изобретений XIX века. 4. Арбалеты, а затем и стрелковое оружие снабдили прицельным приспособлением. Лук, стреляющий стрелами, как известно, прицела не имеет.
Эти примеры еще раз показывают, что созданные по предложенному алгоритму новинки действительно захватывают рынок на очень долгое время.
Некоторые считают, что «все, что можно изобрести, — уже давно изобретено». Однако вот живой пример, который ясно показывает, что это вовсе не так.
Люди пользуются чемоданами испокон веков. Но только около тридцати лет назад кто-то додумался снабдить чемодан колесами (роликами). А ведь техническая возможность сделать это появилась очень давно. Но факт есть факт: еще совсем недавно все туристы и путешественники таскали свой багаж в руках.
Ну, не парадокс ли: люди изобрели телевидение, атомную бомбу и даже слетали на Луну раньше, чем догадались добавить к чемодану одно из самых древних изобретений — колесо!