Отзывы в Сети: зачем это нужно?
У каждого есть предпочтения. Например, из всех магазинов по соседству вы выбираете один, где лучше покупать молоко, еще один — где вкусная колбаса, а хлеб покупаете только в ларьке у хлебокомбината. Вы ходите к одному и тому же стоматологу последние 15 лет. Вы покупаете своему малышу подгузники определенной марки. Вы доверяете одному-единственному автосалону…
У вас также есть черный список: фирма, производящая некачественную мебель, парикмахер, не знающий, какая прическа у него получится, издательство, выпускающее книги с опечатками в названии. Наверняка об этих недобросовестных, с вашей точки зрения, производителях вы рассказали своим друзьям, а также убедили их никогда не обращаться в эти фирмы. Да что там говорить — вы могли бы о своем опыте покупателя написать книгу!
А пробовали ли вы рассказать об этих случаях в Сети? Оставить отзывы о компании или о ее продукте, чтобы оповестить как можно больше потенциальных клиентов? Ведь многим будет полезен ваш опыт. Зачем оставлять отзывы в Сети?
Случаи, когда потребители остаются недовольны товаром или услугой и имеют на это основания, далеко не редкость. Чтобы в этом убедиться, можно посмотреть несколько выпусков программы «Среда обитания» или «Контрольная закупка». Конечно, если происходит вопиющее нарушение закона, нужно обращаться в правоохранительные органы. Но есть и другие способы.
Хороший отзыв о компании — это реклама, плохой отзыв — репутационные потери. Западные маркетологи давно это поняли, а наши подтягиваются к своим европейским коллегам. Не все предприниматели готовы слушать о себе мнения потребителей, но их, честно говоря, не спрашивают, создавая ресурсы вроде «Яндекс. Маркет», «Товары mail. ru» и каталоги организаций. Руководители бизнеса на свой страх и риск добавляют свой адрес на карты Google или Яндекса, ведь там предусмотрена возможность оставлять отзывы. Кто обращает внимание на отзывы в Сети?
Вы читаете отзывы в Сети? А ваш супруг? Ваши друзья? Ваши коллеги? Правильно, ими интересуется любой человек, пользующийся интернетом. Даже если вы не доверяете опыту пользователей, а читаете экспертные оценки — это все равно отзывы. Люди привыкли покупать то, о чем слышали, и то, что им рекомендуют.
Учитывают ли отзывы руководители бизнеса? Безусловно. Мониторинг отзывов в Сети стал прибыльным бизнесом и подспорьем для рекламных агентств. По запросу «мониторинг упоминаний в Интернете» Яндекс выдает миллион запросов. Этой услугой пользуются даже государственные структуры — на сайте РОСНАНО можно найти отчет «РОСНАНО в блогах и форумах» (анализ упоминаний корпорации в Сети). Предприниматели стимулируют своих клиентов оставлять отзывы, отбирают из них положительные и публикуют. Менее добросовестные руководители поручают своим сотрудникам сочинять восторженные отклики.
Многие компании стараются избавиться от неприятных отзывов. Для этого они обращаются к модератору или администратору сайта, где размещен злополучный отзыв, с жалобой, а те, в зависимости от собственной лояльности и содержания текста, отзыв стирают или оставляют. В интернет-каталоге GMStar администрация, удаляя отзыв, оставляет вместо него надпись «Отзыв удален по требованию компании». Если вы решили оставить негативный отзыв и желаете, чтобы его не удалили, то следует написать его по определенным правилам. Как лучше разместить свой отзыв?
Для этого наберите в поисковике название компаний или продукта и перейдите по нескольким ссылкам. Среди них с большой вероятностью будут каталоги, где можно выразить свои восторги или оставить свое «фи». Вы можете найти обсуждения компании в блогах, социальных сетях или форумах и поучаствовать в них. Кроме того, можно использовать свой блог или свою страницу в социальных сетях для выражения своего мнения.
Среди ссылок на компанию могут быть и публикации в СМИ — не упускайте возможность оставить комментарий и там. Вряд ли они станут удалять отзывы по требованию компании — обычно у редакторов сайта СМИ зимой снега не допросишься. Главное, чтобы они сами не решили удалить ваш отзыв.
Итак, вы определились с площадками. Теперь пишем отзыв. Главные требования — держаться норм приличия и отодвинуть свои эмоции. Апеллируйте к разуму и предлагайте рациональные доводы. Например, если вы напишете: «Долго. Дорого. Невкусно» — о каком-то ресторане, это будет лучше, чем: «Мне там жутко не понравилось! Одни неудобства! Мы ушли голодные и недовольные!»
Объем отзыва может быть любой. Но лучше ограничиться двумя абзацами. Если у вас не умещается все, напишите несколько отзывов и разместите их на разных ресурсах.
Написав отзыв, прочитайте его еще разок и подумайте, есть ли к чему придраться? Содержит ли отзыв оскорбления, клевету, нельзя ли признать этот отзыв несодержательным? Если ответ на все эти вопросы «нет», то приступайте к публикации.
И последнее — не забывайте, что в Сети можно не только метать молнии, но и рассказать о положительном опыте.