Кинопродюсеры тоже плачут

Серия статей «Профессиональный сценарист».

Статья №1 «КИНОПРОДЮСЕРЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ или что спасёт отечественный кинематограф?»

Современная сфера киноиндустрии буквально пронизана фразами продюсеров и режиссёров о катастрофической нехватке качественных киносценариев.

В то же время, когда какой-нибудь сценарист посылает свой очередной киносценарий на рассмотрение в продюсерскую компанию или на киностудию, то он получает ответ, что «в связи с большим количеством присылаемых сценариев ваша работа будет рассмотрена в течение двух-трёх месяцев».

Если задуматься о причинах нехватки качественных сценариев, то можно представить только два варианта. Первый – сейчас пишется мало сценариев (а это явно не так), второй – пишется очень мало качественных сценариев, и они теряются в общей массе, как жемчужины в помойной яме.

Исходя из этого, получается, что продюсеры и редакторы киностудий, в поисках хороших сценариев уже перепачкали себе руки краской от принтера и замучили свои глаза глупыми и неинтересными историями, а хороший сценарий, будучи одним из ста или более текстов, до них даже не смог добраться. И так продолжается месяц за месяцем и год за годом.

Вред от большого количества непрофессиональных сценарных работ проедает дыры в карманах продюсеров и разуме бедного зрителя в кинотеатрах, а отечественный кинематограф превращается в «поле чудес», где будущий успех фильма в основном строится на догадках и предположениях.

Доходит до того, что некоторые продюсеры и режиссёры, разочарованно плюнув на многотонную кипу просмотренных сценариев, садятся и пишут сценарий собственными силами, что окончательно душит отечественное кино. И уж денег киностудиям точно не добавляет.

Почему? Потому что невозможно создать шедевр, не будучи профессионалом. «Но где они? Где профессиональные сценаристы?» – спросят продюсеры - «Их же по пальцам можно пересчитать». И я с этим соглашусь.

Огромным минусом российского рынка кино являются две вещи. Начнём с практически полного отсутствия сценарных агентств. Ведь одно дело – создать качественный сценарий, и совсем другое – продвинуть его на рынок и продать. И если сценарии должен писать профессиональный сценарист, то продавать сценарии должен профессиональный агент. Иначе сценарист, вместо того, чтобы создавать следующие шедевры будет заниматься и продвижением, и продажей, и рассмотрением договоров и массой других дел, которыми должен заниматься агент. Эффективность сценариста в таком случае снижается в несколько раз, ведь ему становится сложно сосредоточиться на том, в чём он действительно мастер.

И второй минус нашего кинорынка – он буквально загажен дилетантами-сценаристами, которые, не разобравшись в технологии того, как должны писаться сценарии, создают, мягко говоря, снотворное для редакторов и продюсеров. Глаза слипаются на первых страницах, и в мусорное ведро летит ещё одна пачка бумаги, пропитанной скучным текстом.

Мы получаем масштабную, но почти незаметную со стороны, битву профессионалов и дилетантов. Битву тех, кто хочет и может улучшать современное кино и тех, кто в надежде на удачу рассылает свой нудный текст по всем известным киностудиям.

При этом фильтры в виде сценарных агентств отсутствуют, редакторов на киностудиях уже тошнит, непрофессионалы продолжают стучать по клавиатуре, а российское кино загнивает под звуки ругательств, ежедневно доносящихся из дверей кинотеатров, когда зритель вновь не досиживает даже до середины фильма.

В чём же в таком случае основное отличие профессиональных сценаристов от дилетантов? Отличий может быть несколько, но на первом месте всегда будет стоять главное – фильм должен быть интересным. А так как фильм начинается со сценария, то интересным должен быть сам сценарий.

Но что делает сценарий интересным? Что создаёт молву о фильме и заставляет нас рекомендовать фильм друзьям?

Конечно же - захватывающая история, умело рассказанная зрителю.

Спецэффекты, яркие персонажи и актёры – это краски, которыми должна быть раскрашена ИСТОРИЯ. Ведь даже самый известный актёр никогда не сделает фильм интересным, если сценарий непродуман и слаб.

Профессионализм сценариста в первую очередь заключается в способности создавать интересные истории, в способности последовательно и понятно эти истории рассказывать, чтобы внимание зрителя на фильме держалось с первой до последней секунды. Ведь зрителю нужен ИНТЕРЕСНЫЙ фильм.

Миллионы вложенных в проект денег не гарантируют того, что зрители будут толпиться в кассах и забивать кинозалы до последнего сиденья. И даже то, что фильм снят по известной книге – не гарантия стопроцентного успеха. Примеры тому – с треском провалившиеся в прокате фильмы, в основу которых легли популярные и захватывающие книги «Поле битвы - Земля» и «Обитаемый остров». В обоих фильмах, поставленных по этим книгам, присутствует одна особенность – история рассказана зрителю непонятно и скомкано.

Конечно, о приоритете интересной истории перед другими составляющими успешного сценария можно спорить, и кто-то даже может попробовать доказать, что это не так. Но именно «способность создавать интересные истории» красной нитью проходит через огромное количество учебников по сценарному мастерству, написанных за последние десятилетия.

Битва профессионалов и любителей будет продолжаться ещё долго. Осколки снарядов, выпущенных из орудий дилетантов, будут ещё долго пробивать большие дыры в карманах продюсеров. Но для того, чтобы эта битва была хотя бы не такой болезненной для нашей киноиндустрии, нужно окончательно понять одно: отечественный кинематограф спасут не спецэффекты и не миллионные бюджеты, а великолепные сценарии, основанные на увлекательных историях.

И именно тогда, когда это окончательно поймут лидеры нашей киноиндустрии – наше родное отечественное кино начнёт быстро набирать популярность во всём мире.

Автор статьи - Александр Астремский,

киносценарист, руководитель Сценарной студии «ASTORIES».





Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: