Как Муми-Тролль повзрослел, уплыл и исчез?
Прежде, чем мы коснемся метаморфоз, которые произошли с Муми-троллем в последних книгах цикла, присмотримся к атмосфере, царящей в Муми-доле. Катастрофы и безопасность
«Вымышленный мир моих муми-троллей — это мир, по которому наверняка в глубине души тоскует каждый из нас». (Т. Янссон)
Наверное, только писательница, живущая в тихой благополучной стране, где велосипеды можно бросать на улице без присмотра, могла создать мир, в котором практически отсутствует личностное зло — то есть, проще говоря, в котором нет отъявленных злодеев. Безусловно, книги полны опасными событиями. Но обычно зло предстаёт в виде отвлеченных природных сил — наводнения, зимы, кометы, шторма. Встречаются, конечно, и персонажи, несущие опасность, но обычно они, либо не злонамеренны (как хатифнатты или дронт), либо напоминают те же проявления природных сил (Морра, неразумные животные).
Силой, способной оградить этот сказочный мир от опасностей, Янссон делает Муми-семью — всегда оптимистичную, благожелательную, где каждый готов прийти на выручку первому встречному.
Туве Янссон: «Ребенок может с радостью воспринимать страх и одиночество, всю захватывающую атмосферу ужаса, но он чувствует себя одиноким и покинутым, если нет утешения, нет спасения и нет возврата назад. Безопасность может заключаться в знакомых и повторяющихся вещах. Вечерний чай на веранде, отец, который заводит стенные часы, — это то, что неизменно. Отец всегда будет заводить часы, и поэтому мир не может быть разрушен».
Поэтому все внутренние проблемы сказки Янссон сконцентрированы вокруг внутренних взаимоотношений героев. По сути, Муми-тролли представляют собой образец не только идеальной семьи, но и толерантности. Ведь большинство персонажей книги имеют свои недостатки, зачастую они вздорны, капризны, эгоистичны. Но Муми-семья не просто терпит их, но и одаривает своей заботой и дружелюбием, при этом не пытаясь насильно изменить индивидуальность героев или лезть им в душу.
По сути, в Муми-сказках, Янссон ярко и выпукло выразила тот идеальный мир, к которому стремилось западное общество во второй половине ХХ века. Это и семья, как источник поддержки и безопасности, терпимость к недостаткам других людей, и при этом право каждого быть самому по себе — автономным и самодостаточным. Насколько хорош оказался этот идеал, можно долго спорить, но то, что подобные взаимоотношения содержат и обратную сторону, хорошо показала и сама Янссон. Морра, которая всегда с тобой…
«Муми-тролль взглянул на куст жасмина — сплошное сплетение голых веток — и с ужасом подумал: «Жасмин умер. Весь мир умер, пока я спал. Этот мир принадлежит кому-то другому, кого я не знаю. Быть может, Морре. Он не создан для того, чтобы в нем жили муми-тролли».
Признаки того, что Муми-цикл стал стремительно меняться, впервые проявились в сказке «Волшебная Зима» (1957). Впервые Янссон лишила главного героя его убежища и опоры — семьи. Нет, она не умерла, а всего лишь находилась в зимней спячке. А Муми-тролль внезапно проснулся, оказавшись практически один на один с неведомой ему зимой. Впервые Муми-троллю придется вкусить настоящего одиночества и самому бороться за выживание.
Соответственно изменяется и стиль сказки. Он становится более жестким, грустным и взрослым. Янссон даже нарушает табу детской литературы и вводит в сказку тему смерти, когда глупого бельчонка замораживает Ледяная Дева (еще одна персонификация природной силы, скандинавский мифический персонаж — прародитель «Снежной Королевы»).
«- Миленькая Туу тикки, — взмолился Муми-тролль, — не говори все время о том, что он умер. Это так ужасно. — Раз умер, так уж умер, — примирительно сказала Туу тикки. — Этот бельчонок мало помалу превратится в прах. А потом, чуточку позднее, из него вырастут деревья, и на них будут прыгать новые бельчата. Разве это так уж печально?»
Да и сам Муми-тролль становится взрослее, жестче и самостоятельнее.
«Фрекен Снорк меж тем нашла первый росток крокуса. — На ночь мы прикроем его стаканом, — сказала фрекен Снорк, — чтобы он не погиб ночью, когда станет холодно. — Не надо, — рассердился Муми-тролль. — Пусть справляется собственными силами. Я думаю, он вырастет крепче, если ему придется трудновато!»
Серьезные нотки усилились в следующей книге — сборнике рассказов «Дитя-невидимка» (1962), хотя она, наверное, последняя книга Муми-цикла, которую способны воспринимать дети. Янссон неотвратимо сдвигалась в сторону взрослой прозы, поэтому две последние книги про Муми-троллей вполне обоснованно покажутся детям тяжелыми и скучными.
Так в книге «Папа и Море» (1965) Янссон испытывает прочность, казалось бы, такой незыблемой Муми-семьи. Заскучавший от однообразной жизни Муми-папа перевозит свою семью на одинокий остров с поломанным маяком. На этом острове каждый пытается найти для себя осмысленное занятие. Впервые между членами семьи возникает непонимание, впервые каждый из них обосабливается друг от друга. Муми-папа изучает озеро, Муми-мама рисует на стенах цветы, а Муми-тролль обзаводится своей тайной полянкой и своими (теперь уже не детскими, а подростковыми) секретами. Он влюбляется в прекрасных Морских Лошадок и вступает в странные взаимоотношения с Моррой. Любовь и Смерть — темы, согласитесь, не детские.
«Муми-тролль думал о Морских лошадках. Что-то с ним произошло, он стал совсем другим, у него появились новые мечты, и он полюбил одиночество. Он воображал себя вместе с Морскими лошадками, эти мечты о лунном свете были еще прекраснее, потому что за ними стояла темнота Морры».
Но Янссон не изменяет и здесь своей теме утешения. Муми-семья, пройдя испытание одиночеством, всё-таки воссоединяется, а маяк начинает гореть.
Такой же взрослой оказалась и книга «В конце ноября» (1970). Янссон чувствовала, что неотвратимо покидает мир детства, поэтому в книге Муми-семья присутствует только незримо, являясь центром некоего притяжения остальных героев. А в опустевший Муми-дол их стекается немало, и каждый из них стремится найти то утешение, уют и заботу, которые он им дарил. Однако вернуться в ту атмосферу и найти примирение с другими и самим собой становится всё трудней и трудней.
«- Нет, я говорю про семью муми-троллей. Когда кто-нибудь из них злился или был в плохом настроении, то, чтобы его оставили в покое, отправлялся в этот лесок. Хомса сделал шаг назад и закричал: — Это неправда! Они никогда не злились! — …А еще я скажу тебе, что иной раз и папа, и мама, и Муми-тролль ужасно надоедали друг другу. — …Мама вовсе не такая! Она всегда добрая и хорошая! — И выбежал, громко хлопнув дверью».
Однако само присутствие в Муми-доле меняет гостей. Каждый из них понимает что-то для себя важное и… покидает его. И лишь маленький Хомса Тофт сумеет дождаться Муми-семью. В конце книги он видит на горизонте их лодку с горящим фонарем.
Однако вернуться в книги Янссон Муми-троллям уже было не суждено. После издания «В конце ноября» писательница скажет: «Кажется, будто каждую книжку писать все труднее… Это зависит, быть может, не только от того, что самокритика, естественно, постепенно возрастает, но также и от того, что становится все труднее возвращаться в мир, который является детским». А спустя время, подведет итог: «Я не смогла, вернувшись, снова найти ту счастливую Муми-долину».
Туве не оставит литературу и начнет писать взрослую прозу — очень неплохую. Муми-тролли же начнут свою собственную жизнь. Они станут безумно популярны в Японии, начнут рекламировать всякую продукцию, про них снимут несколько неудачных мультфильмов, украсят их мордочками фюзеляжи самолетов. В 1987 году в Тампере создадут Музей Муми-троллей, а потом на о. Кайло вблизи г. Наантали откроют и Муми-парк.
Своё 80-летие Туве Янссон отпразднует как настоящая национальная героиня. А 27 июня 2001 г. за ней придёт Морра…
Т. Янссон: «Муми-тролль очень изменился с тех пор. Дорога была длинная, и от неё ответвлялось множество боковых тропинок, на которые, быть может, и не стоило сворачивать, но, как бы то ни было, без Муми-тролля я ни за что не смогла бы существовать в этой, переливающейся разнообразными оттенками, жизни».