Музыка Дании: какой она была? Культурный канон
Карл Нильсен — не единственный классик датской музыки. Дания — страна протестантская, поэтому органная музыка там расцветала на протяжении нескольких столетий.
Невозможно не назвать имя Букстехуде. Дитрих (Дидерик) Букстехуде (около 1637 — 9 мая 1707 года) — крупнейший представитель северонемецкой музыкальной культуры в эпоху барокко. Небольшая проблема в том, что прожил он всю жизнь в Германии, поэтому теперь пишут: датско-немецкий композитор.
Известно, что родился Букстехуде на территории Дании — возможно, в том месте, которое в шекспировском «Гамлете» числится как Эльсинор. Ему предложили место органиста в Любеке в Мариенкирхе — очень крупный пост. Этот факт интересен еще и потому, что по старой традиции преемник должен был жениться на старшей дочери предыдущего органиста — тогда он получал место. Букстехуде женился, честно отработал там всю свою жизнь. А потом, когда состарился, стал подыскивать преемника уже себе.
Букстехуде был прекрасным музыкантом и заслуженно пользовался огромным авторитетом. И он предложил свое место — и дочь — двум молодым и ярким музыкальным талантам. Одного звали Георг Гендель — и он отказался от высокой чести. Второго, пришедшего 400 километров пешком из другого города, чтобы послушать игру мастера, звали Иоганн Себастьян Бах. И он отказался, хотя о таком месте в то время мог только мечтать.
Так и гуляет эта правдивая история по многим биографиям. За время жизни композитора молодые люди уже выросли немного другими и не хотели следовать таким диковинным на наш взгляд традициям. Но при этом они сохранили глубочайшее уважение к мастеру, который так сейчас и числится: крупнейший представитель европейского барокко.
Когда я бывал угнетен, я просил Писториуса сыграть мне пассакалью старого Букстехуде. (Герман Гессе. Демиан. История юности, написанная Эмилем Синклером).
Итак, те, кто любит музыку барокко и особенно органную музыку, может смело разнообразить свой слуховой опыт, слушая возвышенные, экспрессивные органные произведения датско-немецкого классика мировой музыки. Это хорошая музыка с удивительным сочетанием строгой формы и смелой импровизации.
Естественно, именем Букстехуде органная музыка в Дании не ограничивалась. Но придется перескочить через пару веков — сразу в эпоху романтизма. И не только датчане уезжали в Германию, но случалось и наоборот. И тут можно познакомиться с одним родом, произведения многих членов которого вошли в Датский Культурный канон. Причем в каждом следующем поколении — за исключением, пожалуй, последнего представителя — уже кинорежиссера.
Итак, в семье музыкантов из Германии, приехавших в Данию, родился Иоганн Петер Эмилиус Хартман — также классик датской музыки (14 мая 1805 — 10 марта 1900 гг. ). Он выучился на юриста, состоял на госслужбе, но предпочел музыку. Как и отец, Хартман стал органистом гарнизонной церкви, впоследствии начал писать музыку. Ему уже было 95 лет, но он приходил к службе и играл на органе. Органная музыка, правда, не составляет основную часть его сочинений. Иоганн Петер Эмилиус Хартман оставил много сочинений. Среди них оперы, балеты, инструментальная музыка. Его сборник хоровых произведений «Прорицания Вёльвы» включен в Датский Культурный канон.
А дальше важно не запутаться. Сын Иоганна Петера Эмилиуса Хартмана — Эмиль Хартман — также стал композитором (1 февраля 1836 — 18 июля 1898 гг. ). Внук — Аксель Вильгельм Гаде — также стал композитором (28 мая 1860 — 9 ноября 1921 гг). Этот внук, в свою очередь, является сыном классика датской музыки Нильса Гаде.
Нильс Вильгельм Гаде (22 февраля 1817 — 21 декабря 1890 гг. ) — крупнейший датский композитор и зять Иоганна Петера Эмилиуса Хартмана. Он занимал пост директора Копенгагенской консерватории, учил Эдварда Грига и Карла Нильсена. Нильс Гаде — автор множества сочинений, одно из которых — кантата «Эльверскуд» входит в Датский Культурный канон.
Музыку Хартмана и его прямых и непрямых потомков легко найти и послушать, если будет такое желание. Это музыка романтической традиции с использованием датского (и вообще скандинавского) фольклора. Те, кто любят музыку романтизма, могут открыть для себя совсем незнакомые страницы.
Но на перечисленных деятелях род не заканчивается.
У Акселя Гаде (внука Иоганна Петера Эмилиуса Хартмана и сына Нильса Гаде) был племянник — Руд Ланггор. Который, в свою очередь, был сыном композитора Зигфрида Лангора.
Руд Ланггор — (Rued Langgaard, 28 июля1893 — 10 июля 1952 гг. ) — один из самых интересных композиторов начала 20 века.
Воспитанный в семье, где музыка считалась прямой связью между человеческим и божественным, он не мог заняться ничем, кроме того, чем занимались многие члены его семьи и, в целом, рода. На протяжении жизни Ланггор не получил признания, зато сейчас к его музыке — острый интерес. Музыка Ланггора — это «густая», насыщенная музыка позднего романтизма с элементами авангарда. Такова «Музыка сфер», такова опера «Антихрист» со сложнейшей символикой.
Опера «Антихрист» — там нет героев и сюжета в традиционном смысле слова. Зато там есть и Люцифер, и Дух Тайны, и Эхо Духа Тайны — вот такие персонажи. Получилась сплошная аллегория с крайне нелицеприятным взглядом на все человечество. Сам композитор назвал ее «фантазией о духе нашего времени». Это сложная музыка со сложным обычным и музыкальным языком, поэтому слушать ее может очень хорошо подготовленный человек. Важно то, что эта опера также входит сейчас в Культурный канон Дании. Как и произведение для органа — «Время жатвы».
Род, который пошел от Иоганна Петера Эмилиуса Хартмана, на Ланггоре не заканчивается. О принадлежности к этому роду заявляет знаменитый и достаточно одиозный кинорежиссер Ларс фон Триер. К счастью, писать о нем здесь необходимости никакой нет, тем более что знаменит он не только своими работами и наградами, но и скандалом на Каннском кинофестивале. И ни в какой канон фон Триер пока не входит, и вряд ли теперь это ему грозит.
В нашем (европейском в широком смысле слова) обществе культура оказывается под угрозой вытеснения псевдо-культурой. Видимо, именно это и побудило датчан несколько лет назад создать список произведений в разных областях, которые имеют огромное значение для датской культуры. В этот список входят церкви и замки, картины и скульптуры, романы и кинофильмы, сложные музыкальные произведения и песни, которые доказали свою жизнеспособность и необходимость обществу. От здания оперного театра в Сиднее (Австралии), построенного датским архитектором, от работ крупнейшего философа Серена Кьеркегора до обработок народных песен и детских кубиков LEGO. Создание своего культурного канона — дело живое, обсуждаемое в обществе. Что-то может меняться, но своим каноном датчане заявили: вот это то, что мы дали миру и что собираемся беречь.
Пришлось сделать небольшой круг в несколько веков. Пора возвращаться к расцвету европейского романтизма — и в данном случае хронологически пора во Францию.