Исторический эпик «Царство небесное». Что делает крест животворящий?

Англичанин Ридли Скотт — один из тех немногих кинематографистов, которым на протяжении практически всей карьеры удается не упасть лицом в грязь. Безусловно, у Скотта были и очевидные ляпсусы, вроде недавнего «Робин Гуда», и недооцененные публикой проекты, типа сказки для взрослых «Легенда» и триллера «Тот, кто меня бережет».

Тем не менее Скотт в Голливуде — персона уважаемая, а его фильмографии может позавидовать любой, даже самый маститый режиссер или продюсер.

Несмотря на то, многие помнят и любят его классические фильмы в жанре фантастики («Чужой», «Бегущий по лезвию») и боевика («Черный дождь», «Черный ястреб»), всё-таки начинал Ридли Скотт с исторической тематики. Его картина «Дуэлянты» с участием Кита Кэрредина и Харви Кейтеля считается одним из самых удачных дебютов в современном кино. Что, кстати, подтверждает соответствующая награда Каннского кинофестиваля.

Благодаря эпическому «Гладиатору» в 2000 году Скотт как никогда был близок к своему первому Оскару, но, увы, киноакадемики оценили сам фильм выше режиссуры, отдав золотую статуэтку Стивену Содербергу за политкорректный, но нудный «Траффик». Спустя 5 лет постановщик снова вернулся к историческим блокбастерам и подарил зрителям «Царство небесное», о котором и хотелось бы рассказать сейчас.

…Конец XII века. Эпоха временного затишья между Вторым и Третьим Крестовыми походами. Противостояние короля Иерусалима Балдуина IV и его главного противника в борьбе за Святой город, султана Саладина, достигло критической фазы. Смертельная болезнь — проказа — подтачивает последние силы могущественного правителя, который в течение нескольких лет избегал крупных кровопролитных сражений с мусульманами. Вокруг умирающего короля собирается шайка агрессивных и жаждущих власти и славы баронов, среди которых безумный в своей ненависти к неверным Рено де Шатильон и коварный Ги де Лузиньян, приходящийся мужем родной сестре Балдуина, Сибилле.

Прибывший на историческую родину барон Годфри де Ибелин, приглашает своего незаконнорожденного сына Балиана присоединиться к нему на королевской службе. Кузнец Балиан, недавно потерявший любимую жену и малолетнего сына, поначалу сомневается, но в надежде обрести покой и искупить грехи в святых землях, всё-таки решается покинуть насиженное место. После смерти Годфри от ран Балиан получает его титул, земли и врагов в лице де Шатильона и Ги де Лузиньяна, которым не нравится, что простой кузнец из захолустья неожиданно стал близок к королю. И уж совсем омрачает мысли Ги тот факт, что его молодая жена Сибилла не скрывает своего интереса к миловидному юноше.

Тем временем король Балдуин, устав бороться с недугом, умирает, после чего бароны открыто начинают призывать к битве с Саладином. Чтобы спровоцировать последнего, Шатильон организовывает нападение на торговый караван мусульман и убивает сестру султана. После смерти племянника Балдуина, юного сына Сибиллы, у которого тоже обнаружилась проказа, де Лузиньян становится королем Иерусалима и развязывает кровопролитную войну. Однако ни он, ни его тамплиеры не смогут противостоять огромному войску сарацинов и неудержимой ярости султана, который готов сравнять Иерусалим с землей, но лишить христиан надежды на «царство небесное»…

Беда с этими историческими эпиками. Всегда найдутся те, кто с пеной у рта будет доказывать, что никакого Годфри на самом деле не было, не говоря уже про Балиана. А если и были, то уж точно оставили гораздо менее заметный след в истории, нежели пытаются показать авторы «Царства небесного» Ридли Скотт и его сценарист Уильям Монахэн. Но, друзья, как в каждой шутке есть доля правды, так и в ленте Скотта есть и отсылки к реальным событиям и героям, и вымышленные персонажи, призванные не допустить, чтобы масштабный голливудский блокбастер опустился до уровня документальной хроники.

Авторы картины, разумеется, не преминули воспользоваться истинно кинематографическими шаблонами. Будут вам и пламенные речи перед жителями осажденного города, и коварные злодеи, плетущие паутину заговоров, и благородные враги, и неубиваемый главный герой. Кажется, что у Балиана (Орландо Блум) вот-вот проклюнутся на спине крылья, настолько он насквозь положительный и благочестивый юноша. Скотт был вынужден разделить мир на черное и белое, ибо блокбастеры не терпят многозначительности. Посему главный злодей будет периодически вести себя, как средневековый гопник, в то время как наш Балиан будет терпеливо сносить все тычки и обиды. Подставлять другую щеку — это ведь так по-христиански.

Часть событий, описываемых в картине, действительно имела место. Временные нестыковки не в счет. Кому какое дело, что на самом деле реальный король Балдуин умер за пару лет до того, как пал Иерусалим. В последние годы жизни он полностью ослеп и еле ходил. И вряд ли мог резво вскочить на коня и возглавить поход супротив Саладина. Серебряную маску авторы тоже выдумали для пущего эффекта, хотя этот момент в сюжете обыгран неплохо.

Нужно сказать отдельное спасибо сценаристу Уильяму Монахэну. Мне на руки попалась режиссерская версия фильма, которая длиннее театрального варианта, ни много ни мало, на целых 40 с лишним минут. Трехчасовой фильм продюсеры выпустить в прокат Скотту не позволили. И были, со своей точки зрения, правы, ибо даже в урезанном виде картина еле-еле окупила затраты, да и то уже за пределами США. Зато в режиссерской версии становятся ясны многие нюансы и детали, отсутствие которых вносило сумятицу. Изначальный замысел авторов «Царства небесного», как выясняется, нес в себе больше драматизма и горечи, нежели тот боевик, который мы могли лицезреть в кинотеатрах.

А какие замечательные актеры в очередной раз работают у Скотта! Многие постановщики готовы продать душу за такой мощный актерский состав. Орландо Блум выглядит на их фоне именно так, как и должен: мальчишка, случайно выбравшийся из песочницы, чтобы поиграть во взрослые игры. Здесь и великолепный Лиам Нисон (Годфри), и Джереми Айронс, и Дэвид Тьюлис. В лагере номинальных злодеев — блестящий ирландский актер Брендан Глисон (де Шатильон) и его коллега из Новой Зеландии Мартин Чокаш (венгр по происхождению). А также сириец Гасан Масуд (Саладин), француженка Ева Грин и, конечно же, Эдвард Нортон. Последнему пришлось тяжелее остальных, ведь ему выпала роль короля Балдуина. Но Нортон, даже будучи в маске, сумел только лишь одним взглядом и жестами переиграть своих партнеров. Талант, как говорится, не спрячешь.

Это уже четвертая совместная работа Скотта и оператора Джона Мэтисона. После «Гладиатора» Мэтисону было относительно легко понять визуальные требования режиссера, поэтому картинка получилась просто шикарная. От заснеженных, холодных красок Франции до ярких, теплых тонов Иерусалима. Прибавьте к этому 14 тысяч костюмов, величественные декорации, сложные спецэффекты и зрелищные батальные сцены.

Трудно сказать, почему американцы так низко оценили очередную работу режиссера. Особенно, учитывая, что жанр эпического исторического боевика — это чисто голливудское изобретение. Возможно, потому что сопереживать опальному римскому легионеру Максимусу из «Гладиатора» было намного проще и безопасней, нежели воспринять тот факт, что христианские крестовые походы были актом слепой веры и, по сути, геноцидом мусульман. Трудно было принять благородный образ султана Саладина и осознать, что не всепрощения и искупления грехов жаждали крестоносцы на Святой земле, а власти, земель и золота. И что рыцари, призванные защищать обездоленных и выступать образцом благочестия и благородства, превратились в «джентльменов удачи», огнем и мечом выжигающих неверных во имя лживых церковных постулатов.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: