Музыка романтизма: какая она? Шарль Гуно и Фауст
Его музыкой пользуются многие люди, самые разные: от папы римского до Альфреда Хичкока. Его образами пользуются и писатели, и литературные герои: от чеховской «Чайки» или булгаковского «Мастера и Маргариты» до авторов кровавых триллеров.
Одна его мелодия — просто «хит» всех времен и народов. Автором «Похоронного марша марионеток», Гимна Ватикана, «Аве Марии», наконец, «Фауста» является один человек — Шарль Гуно. Похоронный марш марионеток
Маленькая пьеса дала название известному триллеру Фрэнка де Фелитта. В известной его книге «Похоронный марш марионеток» есть все, что положено в данном жанре: сундук с трупом, убийство на пляже с помощью модели аэроплана. И само действие в Голливуде, и приемы голливудские.
А сама музыка этой пьесы стала ключевой музыкальной темой телесериала Альфреда Хичкока: «Альфред Хичкок представляет». На слух должна быть знакома всем, поскольку все это показывалось и у нас. Государственный гимн Ватикана
Музыку к государственному гимну Ватикана написал тоже француз Шарль Гуно. Собственно, он написал Понтификальный гимн и марш, а в 20 веке этот марш Ватикан сделал своим государственным гимном. «Аве Мария»
Одна из самых знаменитых «Аве Марий» принадлежит и Баху, и Гуно. У И. С. Баха есть гигантское произведение — «Хорошо темперированный клавир». Оно открывается прелюдией. Эту светлую «переливчатую» прелюдию французский композитор услышал как «аккомпанемент». Сколько мелодий пришло ему в голову — неизвестно, но нашлась единственная — та самая, которую даже в наше время можно часто услышать. Так песня и числится: Бах-Гуно «Аве Мария». Шарль Гуно
Шарль Гуно — крупнейший композитор мировой музыки. Как представитель романтизма — он идет вслед за Верди и Вагнером. Но не могла же я на Рождество писать о Вальпургиевой ночи и шабаше ведьм! Это перебор даже для меня. Поэтому пришлось сделать два обходных круга.
Итак, Париж, середина 19 века. Только в одной французской столице — 45 театров. Правда, большая часть из них работает с «легкими развлекательными жанрами». И это — во времена очередных крупнейших революций во Франции. Как бы там ни было — была и эпоха расцвета французского музыкального театра.
Шарль Гуно родился 17 июня 1818 года в семье художника и пианистки. Отец рано умер, мать давала частные уроки, поднимая детей. Гуно учился, выиграл премию, благодаря которой мог путешествовать, работал органистом, преподавал, руководил объединением хоров, членами которых были парижские рабочие и жители предместий.
Информации о жизни Гуно мало, какие-то сведения можно более-менее почерпнуть из французского сайта, посвященного композитору и сделанного его праправнуком. Желающие, конечно, могут найти и прочитать мемуары Гуно «Воспоминания артиста».
Он прожил 75 лет (умер 18 октября 1893 года). Гуно оставил большое количество произведений: много духовной музыки, песни и романсы, 12 опер. Из всех опер две — сверхпопулярны. Это «Ромео и Джульетта» и «Фауст».
«Мсье! Благодарим вас за доброту, во вы легко поймете, что перспектива вновь послушать „Фауста“, какой бы приятной она ни была для бывших директоров Оперы, не может заставить нас забыть, что мы не имеем права занимать ложу номер пять первого яруса».
В книге Гастона Леру «Призрак оперы» часть действия происходит во время постановки оперы Гуно «Фауст». То же — в одноименном фильме. «Фауст»
Старинная легенда становится, похоже, бессмертной. История доктора-чернокнижника, продавшего душу Дьяволу, несколько веков волнует умы. Сколько веков — толком неизвестно, потому что сама эта легенда может восходить к куда более древним временам.
Сколько драматических, поэтических, живописных и музыкальных работ основано на этой теме — не сосчитать. И это все значительные и важные работы в мировой культуре. И тема неиссякаема — используется просто непрерывно: здесь и романы, и фильмы, и рок-песни, и манга, и видео-игры. В 2011 году фильм «Фауст» российского кинорежиссера Александра Сокурова получил «Золотого льва» на 68-м Венецианском кинофестивале (фильм с участием нескольких стран: США, Россия, Германия, Франция, Япония, Великобритания, Италия).
Не обошла вниманием тему и музыка романтизма. Здесь и и Шуман, и Лист, и Мендельсон, и Вагнер, и Мусоргский и другие. Об «Осуждении Фауста» Берлиоза уже писалось.
Так что обращение основателя французской лирической оперы Шарля Гуно к этой теме вряд ли можно назвать случайным. Герои — все известны: Фауст, Мефистофель, Маргарита.
Ей все больше аплодировали, и казалось, что ее дуэт с Фаустом принесет ей новый триумф. Но вдруг случилось нечто ужасное. Фауст встал на колени: Позволь взглянуть мне на образ милый! И Маргарита ответила: Как, странно, словно чары, Вечер сковал меня… И в этот самый момент случилось, как я уже сказал, нечто необъяснимое. Весь зал встал. (Гастон Леру. «Призрак оперы»).
Насколько музыка Гуно из этой оперы была и есть на слуху, можно судить по простому цитированию. Одну из оперных арий постоянно напевает герой чеховской «Чайки» во 2-м действии. Дорн напевает тихо: «Расскажите вы ей, цветы мои…». Героиня из бесконечных «Приключений Тинтина» — Бланка Кастафиоре — без конца поет арию Маргариты из «Фауста» Гуно.
Люди гибнут за металл! Вряд ли кому не знакома эта фраза. Да и разве что-то изменилось? Образ Мефистофеля у Гуно — один из самых ярких в мировой культуре. Демон зла — вечный спутник Фауста, с характерным «сатанинским смехом» (Ха!Ха!Ха!Ха!), с бородкой, общей угловатостью — вошел в мировую культуру именно благодаря опере Гуно. Даже карнавальная одежда Воланда из «Мастера и Маргариты» — из театрального костюма Мефистофеля, которого сыграл Федор Шаляпин.
В оперу Шарль Гуно включил большую балетную сцену — «Вальпургиева ночь». Теперь эту сцену можно увидеть отдельным балетом. Вальпургиева ночь — это шабаш ведьм, который по многим поверьям проходит в ночь на 1 мая. Это отдельная тема, здесь важно помнить, что эта ночь-шабаш также проходит через многие произведения мировой культуры: от Гете до Булгакова и Стругацких, от Берлиоза — до песен рок-групп. Музыка «балета из оперы», то есть музыка Гуно — также одна из самых известных и любимых.
Тесно связан с легендой и музыкой Берлиоза и Гуно знаменитые романы («Доктор Фаустус» Тамаса Манна, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова). Но эта тема обширна, на не одну «толстую» книгу.
Диалектика добра и зла была очень близка романтикам. Миф о Фаусте — вечен. Только одна из тем — как тяга к знаниями и пытливая мысль, но без этики приводит к катастрофе — куда как современна. Что уж говорить про другую тему — стремление к вечной юности?
Из Парижа пока уезжать никуда не нужно: следующая остановка — Жак Оффенбах и французская оперетта.