Джонни Депп в поисках «Девятых врат», или Кто иллюстрирует путеводитель в ад?
Книга — источник знаний, а знания, как известно, могут стать причиной беспокойного сна. Иные видят в книгах фигу и успокаиваются, переходя на менее затратные и удобные для них ресурсы информации. Другие заботливо гладят дорогие корешки и трепетно перелистывают пожелтевшие страницы в поисках забытых истин.
И лишь третьи знают подлинную цену книжных откровений, поэтому не спешат заглядывать под обложку без лишней надобности.
…Богатый и беспринципный коллекционер редких книг Борис Балкан обращается к известному «книжному детективу» Дину Корсо с необычной просьбой. Незадолго до самоубийства прежнего владельца, коллекционера Телфера, в руки Балкана попадает крайне редкое издание — «Девять врат в царство призраков», готический фолиант, автор которого в XVII веке принял за свое сочинение смерть на костре. И, по слухам, писал книгу не один, а в соавторстве с самим Люцифером.
Задача перед Корсо стоит непростая. Всего в мире насчитывается три экземпляра «Девятых врат». Помимо Балкана, томиками владеют португальский библиофил Виктор Фаргас и французская баронесса Кесслер. Балкан же почему-то уверен, что лишь одна из трех книг — подлинная. Именно этот факт и должен установить Корсо. И по возможности добыть остальные два экземпляра.
Взявшись за гуж, Корсо вскоре сильно пожалеет об этом. Привычная схема «пришел, увидел, подкупил» с владельцами «Девятых врат» явно не сработает. К тому же прежняя обладательница древней рукописи, знатная и привлекательная вдова Лиана Телфер, к которой Корсо неосмотрительно сунулся в первую очередь, явно желает вернуть книгу в свою коллекцию. Расследование Корсо повсюду сопровождают трупы, а сам он вскоре понимает, что искомый предмет — это не просто смесь текста с причудливыми иллюстрациями, а мистический путеводитель в Ад. Исповедуя принцип «искать и не сдаваться, найти и перепрятать», книжный сыщик путешествует по Европе, балансируя на грани жизни и смерти, в надежде разгадать тайну «Девятых врат» прежде, чем его веревочка перестанет виться…
Понимая, что дотошная экранизация бестселлера испанца Артуро Переса-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье» может погубить весь замысел, знаменитый режиссер Роман Полански изящно выдернул из романа одну из двух основных сюжетных линий, оставив перипетии с авторством Дюма на обочине. Библиофильские заморочки могли легко ввести кинозрителя в ступор, поэтому Полански сделал ставку на детективную составляющую книги, добавив на свой вкус чуток эротики и мистики.
Мистическая составляющая у Полански вообще получилась гораздо гуще, нежели в книге. А всё благодаря инфернальной девице-красавице, а по совместительству третьей жене и бессменной музе режиссера, Эммануэль Сенье. Последняя в кадре искрит зелеными глазами, парит в воздухе и даже демонстрирует пару легких, но эффектных кунг-фу па. Вопрос о происхождении таинственной девушки тоже болтается в воздухе. Сам герой мнит ее своим ангелом-хранителем, гравюры ясно чертят образ Вавилонской блудницы, а к финалу она и вовсе предстает в качестве дьявола в юбке. Эммануэль Сенье у мужа вообще всегда достаются загадочные персонажи, будь то романтическая драма «Горькая луна» или триллер «Неистовый», где она столь же непонятным образом витает вокруг Харрисона Форда.
О дьяволе в «Девятых вратах» говорят много и с нескрываемым вожделением, будто бы разговор идет не о Люцифере, а о бутерброде с колбасой, который все пробовали и всем понравилось. Одни коллекционируют про него книги, другие эти книги пишут, третьи в его честь спариваются как кролики, а иные просто хотят к нему приобщиться. Но сам Сатана как-то в кадре светиться не спешит, и, собственно, непонятно, кому данная роль больше всего к лицу.
Проще всего принять Падшим ангелом главного антагониста — вероломного и коварного Бориса Балкана, который готов ради служения своему кумиру принести в жертву всех и вся. Именно он незримой тенью следует за Корсо, подчищая следы и вырывая из книг заветные гравюры с подписью LCF (Люцифер). Однако ж мстительная и хитрая как лиса Лиана Телфер своему конкуренту ни в чем не уступает и с легкостью расстается с «неверными». А если вспомнить, что величайшее зло есть равнодушие, то и сам Дин Корсо заслуживает кипящего котла не меньше своих якобы противников. Наемник, прелюбодей, вор, льстец и даже убийца. Кому как не ему больше всех подходит корона Повелителя мух?
В 1999 году Джонни Депп всерьез и надолго сменил амплуа. Впрочем, после «Мертвеца» Джима Джармуша ему было уже решительно всё равно. И если образ в «Девятых вратах» хоть как-то клонится к положительному, то «Жена астронавта» окончательно распихала всё по полкам. А потом и «Сонная лощина», в которой Джонни перестал быть экспертом по книгам, но стал знатоком естественных наук и борцом за права безголовых всадников.
Фильм Полански смотрится на удивление легко, а все аллюзии и цитаты, раскиданные по тексту, нужны лишь тем, кто их может увидеть. Даже в самом простом прочтении зритель не останется разочарованным, ибо интрига соблюдена, главный злодей вроде бы сам себя наказал, а герой поимел красивую девушку и ушел на закат, завершив невыполнимую миссию. Утрированно, но именно такой запомнится лента тем, кто не захочет вникать в скрытый подтекст рассказа. Продюсеры об этой замечательной черте режиссера знали и посему доверили ему совсем нескромные деньги на постановку, хотя спецэффектов на экране по минимуму. Если, конечно, не считать вальяжных перемещений главного героя по старушке Европе, хотя и здесь можно было реально сэкономить на декорациях.
После просмотра «Девятых врат» начинаешь по-новому смотреть на домашнюю библиотеку. Там, конечно, всё больше макулатура в ярких обложках с туалетной бумагой, но всё же пара томиков с уставшими от времени страницами найдется. Нет, тех баснословных денег, что фигурируют в картине, за них вам никто не заплатит, но приятно ощущать в руках тепло настоящей, не цифровой, но бумажной книги. От нее пахнет не батарейками и пластмассой, а запахом детства. Или шумной электрички. Или же мамиными котлетами, коими вы заляпали страницу номер 73. Запах этот виртуальный, подсознательный, но он есть.
Может быть, именно по этой причине мы так неохотно расстаемся с любимыми книгами? Может, на этих страницах остаются не только отпечатки наших пальцев, но и отпечаток души?